Как построить свое дело? Как вести свое дело? Как помочь своему делу и людям, которые в нем заняты? Вот вопросы человека, который способен быть собой и делать Свое.
Такой человек, бизнесмен, предприниматель, руководитель выбирает особый, рискованный путь. И на первый взгляд, причины его выбора очевидны. Кажется, что все деловые люди преследуют более-менее одинаковые цели. Только почему-то у одних получается, а у других нет. А в целом ситуация еще сложнее: даже если все получается, то не факт, что это именно то, что нужно человеку, и даже если ничего не получается — не факт, что нужно по-другому.
Эффективность-прибыль-результат, богатство-слава-успех. Товарные этикетки пестрят заманчивыми предложениями наладить, насладить, приладить бизнес, личную жизнь — все, что угодно. Нужно лишь раскошелиться. Производители и продавцы счастья умеют соблазнять упаковкой. Масса образованных специалистов трудится в поте лица и грамотно удовлетворяет запросы клиента. И в целом их клиент доволен, однако с каждым многообещающим приобретением его дела почему-то не идут на лад. Несмотря на то, что прогрессивная индустрия высоких достижений в личной жизни и бизнесе продолжает расти, надежной панацеи так и нет. Лось все пьет, а ему все хуже и хуже.
Деловому человеку очень сложно представить себе, что по-настоящему им движет нечто далекое от понятных ему категорий, таких как, например, результативность и экономический эффект. В погоне за мировыми достижениями у делового человека просто нет шанса очнуться и прийти в себя. Цели кажутся ясными и необходимыми, а усилия и затраты — оправданными. Высококвалифицированные тренеры и специалисты разрабатывают систему тренировок для его бизнес-гонки, развивают волю к победе, мотивируют на успех и кормят с ложечки научных знаний. Однако они не задаются вопросом, нужны ли человеку победы, и для чего он вообще ввязался во всю эту эпопею. Так устроен человек, и не только деловой, что предпочитает, заломив голову, бежать «к чему-то», не задаваясь вопросом, «от чего» он бежит.
Таким образом, трудности на пути делового человека связаны с тем, что он слишком хорошо знает, чего он хочет. То есть он буквально ослеплен собственными сознательными представлениями, и бизнес-концепциями, которые, как он думает, проверены годами ценного опыта. Деловые люди находятся в незавидной ситуации, потому что, с точки зрения психоанализа, являются наиболее обреченными заложниками тех взглядов на мир, которые преломляются через призму товарно-денежных отношений. Однако, в последнее время, дело обстоит так, что актуальность потребительского, капиталистического уклада жизни исчерпывается, и появляется интерес к иному способу взаимодействия с собой, с другими, с окружающим миром. Это уже отражается на культуре ценностей передовых бизнес-организаций и деловых людей.
Чем в этих новых условиях может помочь психоанализ? Начинать ответ на этот вопрос можно не раньше, чем сделав шаг назад, на позиции происхождения современного образа ведения дел. Необходим анализ симптома, а не его эскалация. Нельзя просто причинять успех, нельзя цементировать постамент идеального образца. Нужна деконструкция устоявшегося фундамента ценностей потребления в рамках капиталистической модели общественного устройства. Психоанализ направлен на превращение человека из объекта нормального обыденного существования в субъект мира желания с конституционно присущей такому субъекту неидеальной неповторимостью. Другими словами, субъект «делающий анализ» одушевляется, начинает придавать меньшее значение ранее принятым нормам, что слабо согласуется с общепринятой системой оценок эффективности работы.
За счет ослабления хватки невротических симптомов, субъект «делающий анализ» становится более способным жить и желать, у него появляется возможность найти действительно свой интерес и мотивацию, коренным образом пересмотреть саму свою позицию в деловых и личных отношениях. Таким образом, аналитическая процедура открывает перспективу креативных и точных действий в условиях роста и кризиса, неопределенности и ограничений. Психоаналитическая проработка касается бессознательных способов наслаждаться. Речь о том, что тупики и провалы на пути делового человека имеют свою функцию и свой смысл, который не совпадает с сознательными представлениями о пользе и благе. С точки зрения психоанализа, бессознательный интерес можно попытаться истолковать, а вот попытка сознательно чего-то добиться — дело бестолковое.
В процессе анализа подвергаются пересмотру базовые убеждения и приоритеты, такие как нацеленность на результат, прибыль, эффективность. Эти перечисленные для примера ценности сохраняют свою значимость, но лишь в статусе попутного эффекта. Это происходит по той причине, что именно они, как правило, служат незыблемой основой симптоматики, закрывающей доступ к ресурсам и поступкам на своем пути.
Психоанализ может, раньше других, заинтересовать человека инновационного стиля мышления, который ищет новые формы ведения дел, который готов возделывать почву альтернативного поля отношений между людьми. В истории земных цивилизаций, общественный уклад, свободный от диктата выгоды и потребления, не является чем-то доселе невиданным, и, похоже, пришло время для того, чтобы человечество заново открыло для себя ценности культуры, мышления и творчества. Психоанализ появился в разгар кризиса субъекта современности, и сейчас, в наше время, может послужить преобразованию бизнесмена в делового человека, то есть в человека своего дела.