Для ресторанного бизнеса оригинальная идея, воплощенная в месторасположении ресторана, его интерьере, кухне, поведении персонала, может стать основой успеха. Это то, что отличает ресторанный бизнес от многих других. Возьмем, например, супермаркеты. Теории размещения продуктов по ассортименту и цвету описаны во многих статьях и книгах. И, если зайти в любой супермаркет, отмечаешь, что ближе ко входу действительно расположены фрукты и овощи, более дешевые товары лежат на нижних полках, те, что подороже, на средних. Все как в теории.
А теперь представим два ресторана. Интерьер обоих выполнен в стиле поп-арт. На входе встречают улыбчивые администраторы, одетые в кислотно-зеленые платья и с прическами а-ля Мерлин Монро. Официанты приносят меню, оформленное в виде глянцевого журнала. И пускай наименования блюд в этих меню разные, оба ресторана вряд ли будут пользоваться одинаковой популярностью. Те, кто ценит оригинальность идеи, скорее всего, будут посещать тот из двух ресторанов, который открылся первым.
Те, для кого важнее вкусно покушать, вернутся туда, где вкуснее готовят. В ресторанном бизнесе копирование идей не приводит к грандиозному успеху. В первую очередь потому, что каждый ресторатор вносит в свое дело что-то личное, что не может повторить никто другой. Проекты-копии могут существовать, но они не получаются удачными повторениями успешных ресторанов.
Фантазия людей из круга ресторанного бизнеса впечатляет: существуют рестораны и под водой, и в воздухе, и в помещениях, где полностью отсутствует освещение или которые оформлены в виде госпиталя, бары в зданиях из льда.
Например, на Мальдивских островах, на глубине около пяти метров, окруженный коралловыми рифами, находится первый в мире подводный ресторан с названием «Ithaa Undersea restaurant». Вместо стен и потолка у него огромный прозрачный купол, так что посетители могут рассматривать флору и фауну Индийского океана, не ныряя для этого с аквалангом. Таким образом, можно сочетать прием пищи с получением эстетического удовольствия от созерцания подводного мира океана, при этом ощущая, что находишься на приличной глубине.
Для тех, кому надоели помещения и шум, кому не хватает адреналина, ресторан «Dinner In The Sky» в Бельгии предлагает достаточно экстремальную обстановку для приема пищи. Двадцать человек рассаживают за одним столом, после чего этот стол поднимает над землей мощный кран. Так, например, можно позавтракать на высоте 50 метров, наслаждаясь видом на город и шумом ветра. Важно при этом не бояться высоты и ничего не ронять, вдруг именно в этот момент кто-то будет проходить внизу.
Для любителей темноты в Москве, Париже и Лондоне открыты рестораны «Dans le Noir». При входе в заведение посетители сдают все предметы, которые могут светиться, в специальный сейф. После этого делают заказ и проходят в абсолютно темное помещение. До столика клиентов провожают официанты, дальше приходится действовать, ориентируясь на слух, осязание, обоняние – те чувства, которые обостряются у человека в темноте. Без освещения также проводятся и развлекательные программы. Кроме необычности, такой подход в ресторанном бизнесе носит еще и социальный характер – возможность дать понять как чувствуют себя люди, лишенные возможности видеть.
По словам украинского ресторатора Андрея Худо, прорывная идея в бизнесе – это уже половина успеха. И то, что кажущиеся безумными и неосуществимыми, идеи можно воплотить в жизнь уже доказано.