Ни один бизнес не начинается без формулирования конкретной цели, на достижение которой он направлен. Но прежде, чем формулируется цель, появляется идея, которая захватывает и заставляет добиваться результата.
Для генерирования идей применяют массу методов. В основном они групповые, ведь чем больше участников, тем больше идей, при условии, что работа в группах грамотно организована. К методам генерирования идей относят метод мозгового штурма, модель «6-3-5» и их модификации.
Наиболее распространен в использовании метод мозгового штурма или мозговой атаки. Цель метода – получение как можно большего количества идей. При этом их критика и обсуждение в процессе выдвижения идей запрещается. В группы для проведения мозгового штурма включают 6-12 человек, оптимальное число участников – 7. Время проведения мероприятия обычно ограничивают шестьюдесятью минутами.
По поводу ограничения полета фантазий при использовании метода мозгового штурма существует несколько мнений. С одной стороны, безумная идея или нечто, сказанное абсолютно не в тему, может лечь в основу нового проекта, хоть и не относиться к теме того, зачем проводился мозговой штурм. Или натолкнуть другого участника на мысль, относящуюся к поставленной задаче. Например, если в процессе поиска решения для ребрендинга товара кто-то из сотрудников скажет: «А давайте сделаем упаковку фиолетовой. Моя дочь вчера нарисовала такого красивого фиолетового кота!», это, возможно не станет решением для конкретного товара. Но вполне может стать начальной точкой для открытия нового бизнеса — салона красоты для животных, где любой сможет перекрасить своего кота в фиолетовый цвет.
С другой стороны, вопрос внесения изменений для существующего товара так и остается нерешенным. Поэтому эксперты и консультанты К. Койн, П. Клиффорд, Р. Дай консалтинговых компаний Kevin Coyn Partners и McKinsey советуют устанавливать рамки, правильно формулируя вопросы, которые выносятся на обсуждение. Такие вопросы помогут посмотреть участникам штурма на решение задачи, по поводу которой они собрались, под другим углом, в то же время мысленно не уходить от ее решения совсем в другую сторону. А вариантов ответа на один и тот же вопрос может быть множество – вот тут уже фантазия участников не ограничивается. Например, целью проведения мозгового штурма является поиск идей для открытия пиццерии. Причем идеи относительно интерьера руководителя в данном случае не интересуют. И он задает вопрос: «Какой бы была пицца, если б ее делали по индивидуальному заказу?».
Кто-то скажет, что она была бы более соленой, кто-то что она должна быть в два раза больше или, наоборот, меньше. Кто-то предложит использовать пиццу в качестве именинного торта: вставлять в нее свечи и писать кетчупом имя именинника. А еще можно в тесто запекать маленькие записочки с пожеланиями для мечтателей, верящих в чудеса, предварительно об этом предупреждая посетителей. Ведь среди них может найтись и не мечтатель, который не обрадуется, увидев вместо куска колбасы кусочек бумаги. Можно делать пиццу с начинкой из творога, тогда любители сырников и ватрушек тоже заглянут в пиццерию. В результате руководитель может принять решение создать не обычную пиццерию, в которую заходят перекусить, а заведение, в котором пицца может служить способом загадывания желаний путем задувания свечей как на именинном торте или поиска запеченных записок.
По окончанию мозгового штурма советуют сразу отбирать реализуемые идеи. И потому, что людям важно видеть результаты своей работы, и потому, что легче приступить к реализации идеи, которая «зацепила» и не обросла разного рода сомнениями.
Метод «6-3-5» заключается в том, что на протяжении шести минут каждый из пяти человек в созданной группе записывает на бланке по 3 идеи. Затем бланк передается другому, который, прочитав предыдущие идеи, методом аналогий и ассоциаций, записывает новые. Бланк для записей проходит каждого из участников 5 раз в течении получаса.
Существует модификация метода 6-3-5. Участники не передают бланки с идеями друг другу, а складывают их в середине стола. Когда у кого-либо из группы заканчиваются идеи, он может заменить свой бланк на бланк, лежащий в центре стола. Возможно, идеи уже написанные на нем, приведут к появлению новой, еще более интересной. В отличие от предыдущего, тут отсутствуют ограничения по времени, что дает возможность каждому участнику группы работать в своем ритме.
Таким образом, для поиска новых идей основным является метод мозгового штурма. Другие методы отличаются, например не проговариванием, а записыванием идей, или дополняются обсуждением идей, предложенных методом мозговой атаки в течении ограниченного времени. Какой из методов выбирать зависит от начальных условий задачи и состава участников